Саратовские архитекторы о застройке аэропорта - Новости недвижимости Саратова
Саратовские архитекторы о застройке аэропорта

Саратовские архитекторы о застройке аэропорта  

Архитекторы Сергей Лазарев и Евгений Спирин ответили на вопросы ведущей «Урбан понедельника» о застройке территории старого аэропорта.

 

Территория отчуждения

Г-н Лазарев назвал освоение этого района «событием, уникальным для нашего города».
 

- Аэропорт почти в центре города - это логистика и определенное удобство. И до какого-то момента он выполнял свои функции, пока самолетов и рейсов не стало больше, тогда он исчерпал свои возможности, - заключил архитектор.
 

По его мнению, территория аэропорта «очень сильно разрубала ткань города», выступая как «территория отчуждения, из-за которой довольно плохо были связаны участки развития в сторону Пензы, Вольского тракта и вдоль берега Волги».
 

- Получались две совершенно несвязанные ветки, попытки связать их рокадными дорогами смягчали, но не устраняли ситуацию в принципе. Поэтому для Саратова будет большим достижением освоение этого микрорайона, - считает г-н Лазарев.


Запас прочности

По аналогии интервью американского журналиста Такера с президентом РФ Владимиром Путиным архитектор огласил «коротенькую историческую справку» о комплексном развитии таких территорий. 
 

Он напомнил, что развитие города как в дореволюционные времена, когда генплан утверждал лично император, так и в послереволюционные, в СССР, было планомерное.
 

- Были и ошибки и достижения, которых, на мой взгляд, было гораздо больше. И на этих достижениях мы существовали много лет, когда старая система градостроительных взаимоотношений обрушилась, а новая еще не состоялась, - пояснил Лазарев.
 

По его мнению, «заложенных нашими предками запасов прочности оказалось достаточно, чтобы город планомерно развивался». Хотя деградации в сторону хаотичной застройки с 1991 по 2005 годы избежать не удалось.
 

 

Не самый прогрессивный город

 
- Город стал возвращаться к комплексной застройке в первое десятилетие 2000-х. Как бы мы не ругали микрорайоны 1А и 6-й, но городская среда, получившаяся там, достаточно полноценная, хотя и с определенными недостатками. По качеству это лучше, чем период конца 80-хх- начала 90-хх годов, - заключил он.

При этом он уточнил: «относительная бедность Саратова и другие факторы, не позволяли эту среду сделать сопоставимой с ведущими городами России, не говоря уже о зарубежье».

- Те микрорайоны положили начало восстановлению принципов комплексной застройки. И когда были запроектированы следующие микрорайоны они получались каждый раз все лучше и все качественнее. И к району «Аэропорт» сейчас мы подошли с гораздо лучшим опытом проектирования такой большой застройки, чем это было даже 10 лет назад, не говоря уже о середине 90-начале 2000-хх, - считает Лазарев.
 

Но отмечает, что «Саратов в градостроительном отношении не самый прогрессивный город».
 

- И по большому счету такие огромные микрорайоны мы проектируем впервые за чрезвычайно много лет. Поэтому, конечно, проблем и недостатков будет много. Но это не значит, что не надо начинать, - подчеркивает архитектор.


Комплексная застройка

Лазарев дал определение современному понятию «комплексная застройка». По его мнению, она, во-первых, базируется на том, что уже есть. То есть она «выжимает последние возможности из уже сложившейся инфраструктуры - дорожной, коммунальной, социальной».
 

- В случае новой территории мы все эти опции должны создать заново. Мы в какой-то степени восстановили принципы их застройки на 1А и 6-м микрорайоне, но сейчас продолжаем учиться на более крупной территории. Второй или третий такой же по площади район получился бы лучше, но у нас, к сожалению, нет шансов, нам придется учиться по живому - с проблемами, улучшая и отрабатывая, - пояснил он.
 

В свою очередь Евгений Спирин напомнил о международном конкурсе концепций развития этой территории.
 

- Мы увидели разного качества перспективы ее развития. Но это идет в большом разрезе с тем, что я наблюдаю в последнее время в общении между облдепами и главным архитектором области Анастасией Пузановой, - отметил он.
 

И напомнил о недавнем совещании в облдуме, посвященном развитию старого аэропорта. Спирин уточнил, что депутаты несколько раз заостряли внимание на том, что это должна быть территория эконом-строительства.


В ответ архитектор соглашается, что ошибок предыдущих лет - застройка без соцобъектов - повторять не хочется. Но при этом «не хотелось бы повторять и ошибок эстетических, которые мы проходили в 70-80-хх годах, когда правительство закрывало определенные планы по обеспечению населения квадратными метрами».
 

- Сейчас мы говорим о достаточно уникальной территории в центре Саратова, когда мы можем фактически получить новый Саратов, новый город в новом архитектурном качестве. Что мы и наблюдали в работах на международном конкурсе проектов. Хотелось бы это качество сохранить. И очень бы не хотелось видеть очень бюджетные решения, типовые панельные дома на такой территории. Хочется сделать шаг вперед, может быть, наконец-то, обогнать хотя бы пресловутую Пензу, - резюмировал он.

 

Сравнение с Пензой

Г-н Спирин уточнил, что чиновники сравнивают Саратов именно с Пензой - сопоставимое число жителей плюс такой же дотационный регион.
 

- По исходным данным он нам уступает, но там почему-то получается делать нормальную среду, архитектурные решения, город выглядит целостно, интересно и видно, как он развивается. Видно, что застройщик вкладывает гораздо больше в материалы, в отделку. Не знаю, с чем это связано, для меня это загадка. Я не понимаю покупательскую способность жителей Пензы, но хотелось бы, чтобы такого качества городская среда был и в Саратове, - высказался архитектор.
 

Он уверен, что и саратовские архитекторы способны создать красивые, модные, современные и удобные районы. И способны придать архитектуре новое качество, которое сейчас зависит исключительно от застройщика, давлеющего над архитектором.

- Мы до сих пор пытаемся выехать на том, что было 100-150 лет назад. И пример - воссозданная триумфальная арка, это же старый проект. Хотелось бы уже не хвастаться Крытым рынком и консерваторией, а построить что-то новое, сопоставимое по значимости в плане функционала и архитектуре, - заметил Спирин.

Одеяло на себя

Сергей Лазарев уже не раз высказывался на этот счет, отмечая, что конечный результат зависит не только от влияния застройщика, н от властей, архитекторов, проектировщиков и потребителей. И в Пензе, по его мнению, в какой-то момент такой сплав получился, приведя к хорошему результату.
 

- В Саратове пока еще каждая сторона тянет одеяло на себя, а конечный потребитель не осознавая, что он хочет, готов брать тот товар, который ему предлагают. То есть нет давления со стороны потребителя: если он согласен на двор без зелени, парковки и детсада, то застройщик это и будет ему предлагать, - заключает архитектор.
 

Хотя он не исключает отрицательный естественный отбор, когда «застройщики, которые использовали все возможности по обогащению, просто вылетали с рынка».
 

При этом эксперт считает, что роль органов власти здесь - «быть арбитром, который направляет всех в нужное русло, чувствуя и интересы бизнеса, и интересы потребителя».


Поспешай медленно

Г-н Лазарев обозначил и еще одну проблему в градостроительной сфере Саратова.
 

- Мы торопливо делаем такие вещи. Порой стоило бы чуть-чуть медленнее делать «поспешай медленно» и в результате не успеваем додумать решение до конца. Преждевременное решение может сработать не так, как планировалось, а иногда и противоположным образом, - пояснил он.
 

И вернулся к теме жилья эконом-класса на территории старого аэропорта, отметив две стороны одной медали. Так, с одной стороны, по его мнению, в Саратове нет такого огромного количества потребителей такого класса жилья. С другой, в городе огромное количество ветхой и аварийной застройки, включая центр, и у города есть запрос на ее расселение.
 

- Если рассматривать эти вопросы по отдельности, то это тупик: в первом случае не найдем столько потребителей, во втором случае - некуда людей выселять. Если бы сумели эти процессы увязать, они бы работали, поддерживая друг друга и тогда бы мы получили район действительно нового качества, - считает Лазарев.
 

При этом он подчеркивает, что все это не умаляет требований к эстетической составляющей застройки. Для чего архитекторам и проектировщикам нужно время - чтобы не штамповать старые наработки, а иметь возможность проработать новые оригинальные концепции.

 

Комментарии

Ссылка на источник       Поделиться    
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных